Превратить наблюдение за аквариумом в совместное с ребенком хобби? Запросто!

31 марта 2009 от alex-losk.livejournal.com/
Рубрика: Книга-Мальки

Хобби. Изучение микромира аквариумаДля детального изучения Вашими детьми или самостоятельно жизни в аквариуме необходим микроскоп. Этот прибор внесет в развитие Вашего ребенка много нового и удивительного. Вы вместе сможете окунаться в микромир, который нельзя увидеть человеческим глазом. Однако, этот микромир огромен. А самое удивительное, что этот мир помещается в Вашем аквариуме и находится прям у Вас дома!
Согласитесь, стоимость микроскопа в 3 тысячи рублей ни когда не сравниться с ощущениями быть первооткрывателем, быть исследователем неизвестного мира. Мира аквариума. Возможно, данное хобби изменит отношение ребенка к неизведанному, проявит в нем скрытые таланты.

Итак. Предположим, что микроскопом Вы обзавелись. К чего же начать? Начните изучать строение водорослей. Затем переходите к живым объектам: инфузории, коловратки…

Рассмотрим работу с микроскопом подробнее.

Увеличение, даваемое микроскопом, равно произведению собственных увеличений объектива и окуляра, которые выгравированы на их корпусе. При этом следует учесть, что окуляр лишь увеличивает изображение, создаваемое объективом. Поэтому, чем сильнее объектив, т.е. чем больше его собственное увеличение, тем больше подробностей объекта можно рассмотреть при одном и том же увеличении микроскопа.

На корпусе объектива под числом, обозначающим его собственное увеличение, выгравировано значение числовой апертуры, которая обозначает разрешающую способность объектива и позволяет определить полезное увеличение микроскопа при данном объективе, нижней границей которого является 500-кратное значение числовой апертуры, а верхней — 1000-кратное. Так, например, при применении объектива с числовой апертурой 0,4 нижняя граница
полезного увеличения микроскопа будет 500×0,4 = 200, а верхняя — 1000 х 0,4 = 400. При использовании увеличения более 400 наблюдатель не увидит новых подробностей в рассматриваемом объекте, но он будет хуже освещен и уменьшится поле зрения.

Для увеличений вплоть до 400 достаточно освещать объект рассеянным дневным светом (но не прямыми солнечными лучами!). При применении более сильных увеличений необходим искусственный источник света, который должен давать светлый и белый свет. Причем светящееся тело должно быть возможно сжато, т.е. в идеале быть точкой, потому что при применении длинной спирали накаливания поверхность освещается неравномерно. В этом случае можно использовать лампу накаливания молочного цвета или такого же цвета шаровой плафон.

Исследуемые ботанические и зоологические объекты укладывают на предметное стекло, несколько экземпляров которого прилагается к микроскопу. Его стандартный размер 26 х 76 мм при толщине 1,0-1,2 мм. Предметное стекло можно сделать самому из фотопластинки, смыв с нее теплой водой слой желатина, а затем промыв в спирте.

Перед использованием предметное стекло нужно хорошо очистить, ибо каждая пылинка искажает изображение. Еще не бывшее в употреблении стекло сначала выдерживают в сильно разбавленной соляной кислоте, затем промывают в дистиллированной воде и обрабатывают 30-процентным спиртовым раствором. Хранят стекла в специальном ящике с отделениями для каждого стекла или в закрытом стеклянном сосуде, наполненном 30-процентным спиртовым раствором. Перед применением стекло протирают чистой тряпкой.

Покровное стекло, накладываемое на объект, помещенный на предметное стекло, необходимо для придания препарату оптически одинаково действующей поверхности. Оно также прилагается к микроскопу и имеет обычно размер 18 х 18 х 0,17 мм. При применении объективов с числовой апертурой до 0,3 можно обойтись без покровного стекла, но свыше 0,3 оно обязательно, иначе изображение будет казаться покрытым вуалью. Меньшие по размеру покровные стекла неудобно чистить, а кроме того, они часто недостаточно хорошо закрывают объект и из-под них вытекает жидкость, что представляет опасность для фронтальной линзы объектива.

Для наблюдения за мелкими живыми объектами служит камерный объектоноситель. Из фильтровальной бумаги вырезают квадраты, равные но размеру покровному стеклу, посередине в них пробивают отверстия и накладывают друг на друга на высоту, равную нужному расстоянию между предметным и покровным стеклами. Затем их устанавливают на предметное стекло, капают в отверстие каплю воды вместе с исследуемым объектом и накрывают покровным стеклом. Фильтровальная бумага должна быть все время влажной.

При наблюдении в микроскоп левым глазом смотрят в окуляр, а правый нужен для зарисовки рассматриваемого объекта. Если наблюдать только одним глазом, то он быстро устает и в поле зрения начинают перемещаться нерезко очерченные нити.

Место для микроскопа перед началом работы выбирают так, чтобы на его зеркало не падало солнце. Установив предметное стекло на столик микроскопа.

Смотрят, чтобы оно было надежно зажато клеммами. Работу начинают со слабейшим объективом. Его нужно опустить, чтобы расстояние между ним и покровным стеклом было примерно 10 мм. Затем, глядя в тубус (окуляр вывернут), изменяют положение зеркала, пока поле зрения не будет равномерно освещено, после чего устанавливают самый слабый окуляр и проверяют равномерность освещения поля зрения, при необходимости исправляют положение зеркала. В заключение переходят к установке на резкость, поднимая тубус вверх (если по какой-либо причине тубус нужно опустить, то внимательно смотрите за тем, чтобы объектив не ударил по покровному стеклу). Не следует забывать, что, перемещая препарат в одну сторону, например, вправо, его изображение в окуляре перемещается в противоположную сторону, в нашем случае влево.

Описанный метод освещения препарата называется освещением в светлом поле проходящим светом.
Для повышения контрастности изображения используют способ косого освещения проходящим светом, при котором лишь часть света попадает в глаз наблюдателя. Зеркало устанавливают так, чтобы только на его половину падал свет, хотя это и исключает применение больших увеличений.

Наклонив зеркало под таким углом, чтобы отраженные им лучи света освещали объект, но не попадали в объектив, мы получим освещение в темном поле, которое благодаря сильному контрасту между светом и полной темнотой позволяет видеть предметы, еле различимые в светлом поле. Но и здесь приходится отказаться от больших увеличений.
Следует помнить, что объектив обладает небольшой глубиной резкости, причем, чем он сильнее, тем меньше глубина резкости. Поэтому начинать знакомство с объектом следует со слабым объективом, настраивая его на верхнюю поверхность объекта. Более подробное исследование производят, рассматривая объект как бы расчленив его на несколько плоскостей, перемещая тубус микроскопа.

При исследовании помните, что максимальное увеличение не всегда самое лучшее. С ростом увеличения уменьшается поле зрения, а также освещенность объекта и глубина резкости.



Комментирование закрыто.